<font size="4">Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».</font>
<font size="4">С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:</font>
<font size="4">Изучи глубже самого себя:</font>
<font size="4">разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.</font>
<font size="4">Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.</font>
<font size="4">Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.</font>
<font size="4">Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.</font>
<font size="4">Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!</font>
<font size="4">Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.</font>
<font size="4">Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.</font>
<font size="4">Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.</font>
<font size="3">ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ</font>
<font size="4">Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).</font>
<font size="4">Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).</font>
<font size="4">Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).</font>
<font size="4">Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).</font>
<font size="4">Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).</font>
<font size="4">Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.</font>
<font size="3">ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ<wbr />О ПЛАНА:</font>
<font size="4">определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);</font>
<font size="4">полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);</font>
<font size="4">устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивос<wbr />ть в стремлении к его осуществлению);</font>
<font size="4">реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);</font>
<font size="4">логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);</font>
<font size="4">моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);</font>
<font size="4">согласованность плана с потребностями рынка труда.</font>
<font size="3">ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ<wbr />О ПЛАНА</font>
<font size="4">Составляя личный профессиональный план, необходимо:</font>
<font size="4">определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа<wbr />», «человек-техника<wbr />», «человек-человек<wbr />», «человек-знакова<wbr />я система», «человек-художес<wbr />твенный образ»; составить формулу интересующей профессии;</font>
<font size="4">выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;</font>
<font size="4">сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;</font>
<font size="4">ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммам<wbr />и, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультирова<wbr />ться с врачом;</font>
<font size="4">соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;</font>
<font size="4">узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессиональног<wbr />о роста;</font>
<font size="4">ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;</font>
<font size="4">проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразователь<wbr />ной и профессиональной подготовки.</font>
<font size="4" style="font-size:16pt;">ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬС<wbr />Я ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ</font>
<font size="4">ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.</font><font size="4"> Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:</font>
<font size="4">что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);</font>
<font size="4">что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);</font>
<font size="4">что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);</font>
<font size="4">что от него потребует работа и трудовой коллектив.</font>
<font size="4">ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.</font><font size="4"> Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать<wbr />) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.</font>
<font size="4">ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.</font><font size="4"> Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту<wbr />.</font>
<font size="4">ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.</font><font size="4"> Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность<wbr />, прилежность, организованность<wbr />, исполнительность<wbr />, самостоятельност<wbr />ь, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.</font>
<font size="4">ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ</font>
<font size="4">1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ:</font>
<font size="4">выбор профессии за компанию;</font>
<font size="4">перенос отношения к человеку на саму профессию;</font>
<font size="4">отождествление учебного предмета с профессией;</font>
<font size="4">ориентация сразу на профессии высокой квалификации;</font>
<font size="4">неумение определить путь получения профессии.</font>
<font size="4">2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ:</font>
<font size="4">незнание или недооценка своих физических особенностей;</font>
<font size="4">незнание или недооценка своих психологических особенностей;</font>
<font size="4">неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;</font>
<font size="4">3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ:</font>
<font size="4">увлечение только внешней стороной профессии;</font>
<font size="4">предубеждение в отношении престижности профессии;</font>
<font size="4">незнание требований профессии к человеку;</font>
<font size="4">устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.</font>
<font size="4" style="font-size:16pt;">ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ</font>
<font size="4">Различают следующие степени профессиональной пригодности:</font>
1. Непригодность<font size="4">. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.</font>
2. Годность.<font size="4"> Характеризуется тем, что нет противопоказаний<wbr />, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.</font>
3. Соответствие.<font size="4"> Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».</font>
4. Призвание.<font size="4"> Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».</font>
<font size="4">Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.</font>
<font size="4">ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ</font>
<font size="4">Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.</font>
<font size="4">Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:</font>
<font size="4">Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально<wbr />-техническое, среднее специальное, высшее)?</font>
<font size="4">По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?</font>
<font size="4">Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?</font>
<font size="4">Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?</font>
<font size="4">Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?</font>
<font size="4">Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?</font>
<font size="4">Какова продолжительност<wbr />ь обучения?</font>
<font size="4">Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?</font>
<font size="4">Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?</font>
<font size="4">Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?</font>
<font size="4">Адрес учебного заведения и его полное название?</font>
<font size="5" style="font-size:20pt;">УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА </font><font size="5" style="font-size:20pt;"> </font>
<font size="5" style="font-size:20pt;">ПРОФЕССИИ</font>
<font size="4">- зона оптимального выбора</font>
<font size="4">ХОЧУ </font><font size="4">— стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).</font>
<font size="4">МОГУ </font><font size="4">— возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).</font>
<font size="4">НАДО </font><font size="4">— потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.</font>
<font size="4">Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы</font>
<font size="4">От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?</font>
<font size="4">Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровожде<wbr />ние?</font>
<font size="4">Какие учебные предметы у вас любимые?</font>
<font size="4">Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?</font>
<font size="4">О какой работе вы мечтаете?</font>
<font size="4">Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?</font>
<font size="4">Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?</font>
<font size="4">Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)</font>
<font size="4">Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?</font>
<font size="4">Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?</font>
<font size="4">Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?</font>
<font size="4">С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?</font>
<font size="4">И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.</font>
<font size="4" style="font-size:16pt;">ТЕМПЕРАМЕНТ И СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ</font>
<font size="3">Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.</font>
<font size="3">Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.</font>
<font size="3">Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.</font>
<font size="3">В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.</font>
<font size="3">Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.</font>
<font size="3">Стиль работы</font><font size="3"> — это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленнос<wbr />ти, интересе, продолжительност<wbr />и врабатываемости, в темпе и производительнос<wbr />ти труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.</font>
<font size="3">Сангвиник </font><font size="3">может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленнос<wbr />ть и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.</font>
<font size="3">Холерик</font><font size="3"> наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.</font>
<font size="3">Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач — а они в период обучения у него бывают часто — он может принять опрометчивые решения.</font>
<font size="3">Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятель<wbr />ную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.</font>
<font size="3">Флегматику </font><font size="3">наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительнос<wbr />ть его труда может быть вполне удовлетворительн<wbr />ой. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.</font>
<font size="3">Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельност<wbr />и в действиях и излишне не опекая.</font>
<font size="3">Меланхолик</font><font size="3"> в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительност<wbr />и — полная противоположност<wbr />ь флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой — при подавленном.</font>
<font size="3">Предпочитает работать в одиночку.</font><font size="3"> Благодаря своей высокой чувствительности<wbr />, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.</font>
<font size="3">Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.</font>
<font size="4">Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности<wbr />) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.</font>